micnik (micnik) wrote in ozma_leisrael,
micnik
micnik
ozma_leisrael

"Продам могилу в Нацрат-Илите"

Originally posted by micnik at "Продам могилу в Нацрат-Илите"
На тему http://elkek.livejournal.com/325791.html#cutid1 "70 % от стоимости нового жилья идут государству?"

Когда наше государство только зачиналось, отцы-основатели думали о том, какую стратегию заселения территории реализовать: концентрацию в двух-трех крупных городских центрах или рассредоточеное расселение по всей территории. Принято было второе. Главными причинами были следующие:

1 - распространить еврейское присутствие на всей территориии Эрец-Исраэль и не позволить арабам нигде чувствовать себя хозяевами,
2 - стратегическое расселение на случай концентрированного бомбового удара
3 - упор на сельское хозяйство для укрепления связи народа с землей.

Худо-бедно, но в первые десятилетия прошлого века еврейский ишув реализовал именно эту концепцию. Однако примечателен уже сам факт того, что она стала результатом сознательного выбора и волевого решения (хотя, бесспорно, верного и мудрого), а не естественного течения событий. В дальнейшем, в третью и четвертую алию, когда уже после создания государства в страну хлынули тысячи европейских, затем восточных, а позже и советских евреев, старый ишув уже не смог справиться с тягой этой массы к городскому образу жизни. Сколько ни заставляли профессоров сажать деревья, и с какой бы "гордостью" они ни подметали улицы, они добились своего: города стали стреительно расти, а экономика начала выходить из "аппельсиново-банановой" стадии к стадии технологической. А в стратегическом плане это означало только одно: первоначальной концепции расселения настал конец.

Сегодня, когда мы жалуемся на высокие цены на жилье, мы, по сути дела, оказывемся перед дилемой: чего мы хотим - свободного ценообразования или стимулирования выгодной государству стратегии? В нашей жалобе на дороговизну не просматривается ни того, ни другого, а есть простое "Хочу - дай!", которое не имеет никакого отношения ни к экономике, ни к ответственной политике, а только к дешевой демагогии и популизму. На волне такого популизма могут взлететь разного рода вруны, но, как дойдет дело до дела, и они оказываются перед необходимостью принятия политических, экономических и стратегических решений, и этого "Хочу - дай!" не происходит. И произойти не может в принципе.

Откуда такие цены на жилье? Почему на этих диких ценах навариваются все и вся? Почему государство гребет с них налоги лопатой? - Потому что несмотря на размер этих цен люди продолжают покупать. Не те люди, так другие. Те, что побогаче, покупают, те, что победнее снимают в наем. Те, кто могут, дома и квартиры, те, кто не могут, - комнаты, койки, подвалы и склады.

Бюджет, вообще-то, это не есть воровство. Конечно, существует вопрос и большие споры, на что он расходуется. Одни винят в чрезмерных расходах "религиозных", другие - поселенцев, третьи - арабов, четвертые - работников портов и хеврат-хашмаль. Но любой экономист скажет, что сама по себе фискальная система зависит не столько от того, сколько денег надо выплатить, сколько от того, сколько можно собрать. Если десять лет назад размеры бюджета были меньшими, то вовсе не потому, что бездельники всех мастей хотели кушать меньше и даже не потому, что их самих было меньше, а потому что размер экономики не позволял собрать большую сумму. Но мы развиваемся, наш валовой продукт растет, и государство может позволить себе содрать с нас еще одну шкуру: мы все равно покупаем и платим, все равно работаем и все равно богатеем. А все наши жалобы - фоновый шум. Поэтому вопрос о распределении бюджета это один вопрос, а вопрос о формировании бюджета, - в принципе, другой. Но и тот и другой зависят от приоритетов.

Почему все говорят о ценах в центре страны, но никто не обращает внимание на низкие цены на периферии? Потому что из периферии бегут. Но почему бегут с периферии и почему бегут в центр, и хорошо это или плохо? Почему мы тут, сидя в Нацрат-Илите, не можем никому продать свои квартиры, кроме арабов, да и то по смешным ценам в 350-400 тыс. шекелей, на которых нигде ничего не купишь, кроме какого-нибудь Сдерота? Но тут и встречный вопрос: а почему из нашего Нацрат-Илита мы так массово бежим?

Что изменится от того, что наше правительство вдруг станет добрее и отзовется на "многочисленные просьбы трудящихся"? Что произойдет на следующий день после долгожданного снижения цен? А произойдет очень простая вещь: все те, кто сегодня мечтает купить квартиру в районе Тель-Авива, но не вынужден оставаться в Нацрат-Илите и Сдероте, смогут, наконец, удрать, продав жилье арабам и бедуинам. Но хорошо ли это для страны?
Выходит, что проблема как раз не в том, что цены на жилье высокие, а в том, что высок спрос на жилье в центре страны. Проблема в том, что евреи бегут со всей нашей "огромной" страны в одну точку, оставляя всю остальную территорию на разорение. Если это чья-то стратегия - то только врагов страны и народа. Если же это естественное, но нежелательное явление, то с ним надо бороться.

Как с этим бороться? Во-первых, задаться воросами статистики: какая часть населения предпочитает жить в городе, а какая в пригородах? Сколько людей зависят в своей профессии и роде занятий от территориальной близости к крупным проышленным и культурным центрам? Наконец, какова мотивация людей к заселению нашей страны и каков профессиональный, возрастной и имущественный статус этих людей, каковы их потребности? Держать насильно молодежь Нацрат-Илита в окружении разнузданного арабья, когда заведомо известно, что большая часть нашего голода - бывшие советские олим, со слабой еврейской самоидентификацией и слабой мотивацией к борьбе за заселение Эрец-Исраэль, не соблюдающие заповеди и демонстративно противопоставляющие себя "датишникам", крайне неразумно. Эти люди не способны остановить арабскую экспансию. Они становятся либо безвольными жертвами, либо невольными соучастниками. Многие становятся жертвой безысходности, чувствуют себя преданными и обманутыми страной. Некоторые идут на открытый контакт с арабами-"победителями". Будь то "русские" девочки, будь то мальчишки, присоединяющиеся к арабским мафиозным структурам. Мы их теряем, потому что они потяли нас.

Сегодня идет усиленное дорожное строительство на севере страны. Честь и хвала. Стратегия связывания центра и периферии, разумеется, верна. Но кто сегодня пользуется этими дорогами, кому на самом деле они служат? Способны ли эти дороги сами по себе остановить отток евреев из Галилеи в центр или наоборот, способствуют ему, а также тому, что многие арабы Галилеи, наконец-то, смогут начать работать в Тель-Авиве? Могут ли дороги в отрыве от общей стратегии решить эту проблему?

Существует система материального стимулирования территориального расселения: так называемые города и районы "развития". Но эта система также однобока. Во-первых, разного рода материальными льготами пытаются компенсировать отсутствие элементарных жизненных удобств и то запустение, в котором эти районы пребывают. В результате в них селятся и остаются жить наименее активные и слабо мотивированные люди, старики-пенсионеры, новые олимы, еще не сориентировавшиеся в стране и не ставшие на ноги. Могут ли они быть авангардом заселения и активной силой, противопоставленной арабам? А во-вторых, наши "мудрые" и "полит-корректные" законы не позволяют нам отделить самих арабов от всех тех льгот, которые вводятся на периферии, в результате чего эта политика оказывается прямо противоположной задуманному. Строится ли новая промзона, строится ли новый жилой массив, строится ли новая дорога, - наш закон стоит на страже того, чтобы арабы могли пользоваться всем этим так же, как евреи, а поскольку активность и мотивация евреев на периферии крайне низка, а мотивация и активность арабов высока и они имеют значительный численный перевес, то и получается, что новые кварталы моментально оказываются на три четверти арабскими, в новых промзонах - большинство работников арабы, и за новые дороги арабы говорят "большое спасибо" щедрым еврейским "фраерам".

Ввести законы апартеида, запрещающие арабам пользоваться нашими дорогами или устраиваться на заводы в наших промзонах, деже если кто-то этого и хотел бы, прямо скажем, насегодня это не реально. Сколько бы разного рода горлопаны и демогоги ни сотрясали воздух своими громогласными проклятиями и заявлениями, они не обернутся реальностью. Реально - это тихий и негласный арабский апартеид. Это мы не можем селиться в их городах, это мы не можем открыть у них свой магазин или мастерскую. Но наш "полит-корректный" закон на это закрывает глаза. Как и на тотальное нарушение налоговой дисциплины, фактически превратившее арабский сектор в иждивенческое "государство в государстве".

Поэтому единственное, реально возможное, это стимулирование заселения периферии на другой, идеологической, основе. В стране много людей, готовых селиться в проблемных зонах, исходя из высокой моральной и идеологической мотивации. в подавляющем случае речь идет, конечно, о людях религиозных, для которых Эрец Исраэль есть высшая ценность, перед которой отступают соображения материального благополучия, практического удобства и тех самых тишины и комфорта, которых так ищут люди, стремящиеся из периферии в центр страны.

Но и тут нас поджидает подводный камень. Во-первых, эти люди стоят на позициях, диаметрально противоположных "полит-корректному" подходу. А во-вторых, они сталкиваются с "русско-олимовским" большинством, испытывающим неприятие еврейских религиозных ценностей. Все это приводит к тому, что новые поселенцы оказываются в своем изолированном анклаве, и их присутствие в городе почти не заметно. Мало того, если ценой чрезвычайных усилий удается привести в город десяток таких семей, то за это же время арабами скупается сотня квартир, а чтобы наша "Фемида" закрыла глаза на такое "расистское самоуправство" приходится строить новый каньен, где большая часть магазинов будет опять же арабская.

Автор этих строк в свое время беседовал с нынешним градоначалником Нацрат-Илита Шимоно Гафсу, когда он еще только начинал свою предвыборную компанию, и предлагал ему свое видение нашего города, как род поселения на "территориях", как некий "Хеврон ба-Галиль", где держат оборону от арабов мальчишки из "ноар гваот" - наши "хулиганы", которых арабы боятся и уважают. Не знаю, насколько повлияли те мои слова, но, похоже, что примерно это и пытается реализовать наш мер. Но позволят ли ему? Можно ли это реализовать, когда окружной суд Галилеи тут же, через дорогу, в арабском Нацерете и большинство судей там - те же арабы?

А с другой стороны, как может быть успешно копирование ситуации на "территориях", если и в Иудеи и Самарии еврейский суверинетет до сих пор под вопросом, а за нашими мальчишками из "ноар а-гваот" идет настоящая охота, и их объявляют террористами, выпуская настоящих убийц из тюрем?

Как может быть успешным еврейское заселение Галилеи и Негева и сохранения еврейской провинции, если отдача самых главных, народообразующих, земель, Иудеи и Самарии, под арабское государство считается чуть ли не "всеми разделяемым консенсусом"?

Как можно остановить бегство евреев из Галилеи в пределах границ 47-го года, если оранизуется изгнание из большей части "оккупированных" земель в 67-м году?

И, наконец, как можно заставлять людей жить в Нацрат-Илите, в двух часах езды от Тель-Авива, и запрещать им жить в двадцати минутах езды до него, в Хомеше или Ариэле?

В чем стратегия государства: в заселении или в сворачивании еврейского присутствия? Если в первом, то первым делом надо поставить жирный крест на всех разговорах о "палестинском государстве" и развернуть массовое строительство в Шомроне. И лишь затем, с тем же посылом, опираясь на ту же идеологию, настаивать на нашем суверинетете в Галилее и Негеве.

Попытки же подменить Шомрон Галилеей, а Иудею Негевом абсолютно не состоятельны. Равно как и попытки остановить бегство евреев в центр путем невозможности купить жилье.
Но для того, чтобы что-то изменить в этом конкретном, надо изменить что-то в чем-то общем, а до этого пока, к сожалению, очень далеко...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment